Однако витражи можно увидеть в Минске и сейчас, например, в здании Главпочтамта или в кинотеатре «Москва». DAROO life тоже решил раскрасить серые осенние будни и сходить на мастер-класс по созданию витражей. А перед началом узнал у руководителя студии HomoFaber Анастасии Колоцей, как создается этот необычный декор для интерьера.
Анастасия Колоцей, руководитель студии HomoFaber
— Ваша студия активно проводит мастер-классы по созданию витражей. Очевидно, это не самое известное в широких кругах направление. Как вам пришла идея проводить столь необычные занятия?
— Я заканчивала Академию искусств, декоративно-прикладное отделение, а после обучения попала в мозаичные мастерские при Свято-Елисаветинском монастыре. Очень многие художники в Беларуси, особенно прикладники и монументалисты, проходят такой путь, потому что православные храмы на нынешний момент — это один из главных заказчиков монументального и прикладного искусства. И вот, работая в этих мастерских, я поняла, насколько узкий круг тех, кто может прикоснуться к таким видам искусства, как мозаика и витраж. Мне захотелось этот круг расширить. Да и многие мои знакомые интересовались процессом. Наверное, интерес «со стороны» и подтолкнул меня открыть студию.
Помимо того, что я художник и прикладник, я еще и преподаватель, поэтому периодически вела занятия в разных студиях и столкнулась с тем, что в большинстве таких мест людям предлагают не очень качественный продукт. Мастер-классы, например, по живописи, где огромные группы и преподавателя без бинокля не увидишь. Так как людей много, преподаватель не в состоянии подойти и уделить внимание всем: это просто физически невозможно в таких группах. Поэтому половина людей уходит расстроенными, ведь у них что-то не получилось, либо они чувствуют, что получили недостаточный отклик со стороны преподавателя. Это меня тоже не устраивало, и я решила, что в собственной студии у меня будет максимально бережный подход к каждому, поэтому у нас и группы маленькие, до четырех человек.
Конечно, сначала я очень боялась, что никто не придет, это никого не заинтересует, потому что на самом деле очень немногие знают, что такое витраж, часто путают по незнанию обычную роспись акриловыми красками с настоящим витражом. Да и техника — кропотливая, самобытная; мастер-классы длятся у нас по шесть-восемь часов! И надо честно сказать, что творчество — не первостепенная вещь, на которую люди готовы тратить деньги. Однако отклик есть, даже превосходит ожидания, ведь многие приходят повторно.
Мы создавали программу таким образом, чтобы каждый мог за один мастер-класс получить готовый витраж. И еще ни один человек не уходил с незаконченной или неудавшейся работой! Иногда я смотрю на витражи или мозаики, которые получаются у наших гостей, и думаю: какие же невероятные вещи можно создать, и с первого раза, если найти правильный подход к человеку. Витраж, кстати, часто посещают мамы с дочками (возраст для посещения витража 18+, дочки взрослые), подружки и даже пары. Может быть, парни приходят еще и потому, что там есть паяльник. (Смеется.)
— А самостоятельно научиться искусству создания витражей можно?
— Не думаю. Можно прочесть множество книг о том, как сделать витраж, можно даже найти видео с описанием процесса, однако профессиональных среди них будет очень мало. Теории недостаточно для такого ремесла: здесь очень важен подход преподавателя. Всем нужно успеть помочь, объяснить нюансы, чтобы никто не остался без внимания, потому что витражное дело требует недюжинной сноровки, опыта и усидчивости. Даже тонны литературы не дадут вам такого эффекта, как непосредственная работа с материалом под руководством преподавателя. Кстати, на самом деле девушки здесь занимаются мужским делом, ведь изначально монументальное творчество — мужской труд.
— Какие материалы нужны, чтобы создать витраж, и насколько трудно их достать?
— В Беларуси достать необходимые материалы практически невозможно, это все поставки из России, хотя и она лишь посредник. В основном стекла изготавливаются в Америке и Китае. Материалы и инструменты очень дорогие. Один лист стекла в среднем обходится в 100$, а для создания витража одного цвета будет недостаточно, так что, чтобы иметь необходимую палитру, придется выложить целое состояние. Сюда нужно прибавить и инструменты, которые к тому же еще и стачиваются, то есть отдельные их элементы нужно регулярно заменять. Патина, припой, фольга, стеклорезы и масла для них, ломатели и еще множество разных материалов и инструментов. К тому же нужно предусмотреть отдельное помещение, чтобы в нем были высокие потолки, ведь в процессе обработки металла все пары должны уходить наверх. Кроме того, в процессе резки и обработки стекла не избежать мелких осколков, которые легко заметить и убрать в студии, но в жилом помещении есть опасность, что стекло «разнесется» по квартире. Поэтому если уже и организовывать себе мастерскую, то это как минимум отдельная комната.
— Как именно проходят мастер-классы по витражам?
— Сперва человек выбирает себе эскиз, который подходит для его уровня. Затем нужно подобрать палитру. У нас она достаточно большая: есть прозрачные стекла, глушеные, цветные, рельефные. После выбора палитры наступает этап раскройки стекла. Под присмотром преподавателя человек учится резать стекло на необходимые для витража элементы. Потом каждый кусочек нужно отшлифовать на специальном станке, чтобы не было острых краев. Готовые отшлифованные стекла оборачиваются в специальную полоску фольги для витражей. Фольга у нас медная, и она нужна для того, чтобы впоследствии соединить между собой все кусочки картинки.
Следующий шаг обычно очень нравится мужчинам: это процесс пайки. Мы используем специальный паяльник для витражного дела. Последний этап — покрытие патиной. Она придает металлу определенный оттенок, хотя работу можно оставить и без патины. И наконец — наслаждаемся результатом. (Улыбается.)
— Эскизы витражей разрабатываются здесь же?
— Эскизами занимается Мария, наш мастер по витражам. Она знает все нюансы создания, поэтому может адаптировать любую идею под эскиз. Приходя сюда впервые, человек выбирает эскиз из нашей папки для начинающих. Если приходит повторно, то уже может найти для себя рисунок посложнее, для этого у нас тоже есть подборка. Однако, как правило, в этом случае люди приходят уже со своими идеями. Некоторые начинают делать лампу (наши лампы — это витражи, состоящие из трех-четырех стенок, соединенных между собой). Но стоит понимать, что лампу за один мастер-класс не создать: слишком много работы. Зато, как это ни парадоксально, сделать ее своими руками дешевле, чем заказать у мастера.
Мария Седова, мастер-витражист
И напоследок хочу сказать, что работы наших учеников всегда удивительные. (Улыбается.)
В студии HomoFaber можно также посетить мастер-классы по римской, византийской мозаике и даже послушать лекции по анатомии. Плюс еще одно мастхэв-место на карте Минска.
Фото: из архива героини, Ирина Васьковская, Божена Рязанова-Богинска, Алена Дроздова