Председатель Белорусской Федерации киберспорта: «Не путайте спорт и запойный гейминг»

По прогнозам Insider Intelligence, в 2023 году киберспортивная индустрия соберет как на офлайн- , так и на онлайн-мероприятиях около 30 миллионов зрителей только лишь в США. Сейчас глобальная аудитория турниров по видеоигровым дисциплинам исчисляется полумиллиардом болельщиков, а глобальная выручка из различных каналов, включая поддержку спонсоров и медиатрансляции, выросла до миллиарда долларов. Разумеется, Беларусь не находится в стороне от общего вектора — в том числе и благодаря таким энтузиастам, как Денис Богуш.

Денис Богуш,
председатель Белорусской Федерации киберспорта

Стартовая площадка

Мы встречаемся с Денисом на турнирной площадке Meta Arena, в самом большом зале, предназначенном для проведения и трансляций киберспортивных мероприятий. В зрительской зоне расположены комфортабельные диваны и мини-кафе, в игровой — мощные игровые станции, а над всем этим находится огромный экран. «Данная площадка — лишь часть общей инфраструктуры, необходимой для развития киберспорта в любой стране, — рассказывает Денис. — Объективно Meta Arena должна была появиться лет на пять раньше. Но мы рады, что пусть и с опозданием, но мы реализовали ее так, как планировали: это место и для отдыха, и проведения профессиональных соревнований. Возможно, такой формат кому-то может показаться непривычным, но у нас есть команда, способная его реализовать».

Понятия гейминга и спорта строго разграничены. Киберспорт — профессиональная активность, а для любого спорта, очевидно, необходима инфраструктура, без которой развитие и рост спортсменов не представляются возможным. «Условия достаточно просты, — утверждает Денис. — Необходимо наличие площадок, а также возможности для их посещения и увлечения тем или иным видом спорта. В этом отношении кибеспортивные площадки не очень сильно отличаются, например, от хоккейных».

«Прокачка» в Meta Arena

При этом, по глубокому убеждению председателя Федерации киберспорта, любая подобная площадка должна иметь в своем распоряжении штат специалистов, которые будут не просто предоставлять посетителям время за деньги, а еще и находить и обучать тех, у кого есть талант и желание развиваться.

В случае с Meta Arena реализация данных инициатив приобретает достаточно серьезные формы: на базе площадки планируется открыть своего рода курс с учебной программой на 144 часа. «Пока мы называем это „Детско-юношеским центром киберспорта“, — рассказывает Денис. — С нами будут работать профессора и доктора педагогических наук, а программа включает как теоретическую, так и практическую части».

Как раз 44 часа из всей программы будут связаны с теорией, которая включает занятия по соматическому здоровью, целеполаганию, тайм-менеджменту. «О родителях мы, разумеется, не забываем, — утверждает Денис. — Необходимо, чтобы они понимали, чем именно занимаются их дети, понимали сам феномен увлечения видеоиграми и то, что его можно направить в продуктивное русло».

Цель данной инициативы — выявить необходимые навыки и предрасположенности у детей на самых ранних стадиях, причем те, которые связаны со спортом, а не с геймингом. Председатель Федерации особенно подчеркивает, что гейминг мало связан с содержанием учебной программы: «Это кардинально разные вещи. Мы не поощряем запойный гейминг у детей, не санкционируем бездумное время за компьютером. Гейминг мы рассматриваем исключительно как песочницу, откуда можно забрать способных ребят и направить их энергию в нужное русло».

Киберспорт вместо гейминга

Собственно, бездумные многочасовые сессии за компьютером, телефоном или игровой консолью Денис и называет главной проблемой, с которой сталкиваются не только родители, но и те, кто преподает киберспортивные дисциплины. «Если ребенок проводит слишком много времени за играми без надзора, его сознание трансформируется, и такого ученика уже очень сложно вернуть в режим стандартизированного и методичного обучения».

«Детско-юношеский центр киберспорта» на базе Meta Arena — возможно, первая в стране инициатива, которая придает обучению киберспортивным дисциплинам систематизированный вид. «Вообще, все топовые киберспортсмены сейчас — стопроцентные самоучки, — говорит Денис Богуш. — Те „деды“, которые начинали 10-15 лет назад, сейчас передают накопленный опыт в основном в цифровом виде, но это все равно существует в достаточно разрозненном виде».

Именно поэтому, по мнению председателя Федерации, ресурсы вроде Twitch и YouTube не подходят для обучения начинающих, поскольку новички еще не обладают сформировавшимся умением отличать плохое от хорошего. «Мы хотим дать нашим ребятам сформированную базу знаний, которую они смогут самостоятельно использовать для поиска и анализа полезного контента, а также будут видеть, у какого стримера действительно можно поучиться, а кто просто кривляется ради хайпа и донатов».

Инкубатор для команд

Денис подчеркивает, что на данный момент главной целью Белорусской Федерации киберспорта является именно создание условий для появления и развития команд: «Мы не создаем эти команды, не пытаемся регулировать их внутренний регламент или играть роль надзирательного органа — мы просто создаем благоприятные условия для киберспортсменов, организуя турниры и чемпионаты с призовыми фондами».

Последние, кстати, формируются из денег партнеров Федерации, в число которых входят достаточно известные бренды, выпускающие игровые устройства и периферию. «Иногда турнир инициируется самими партнерами, в случае, например, когда они выпускают новую модель клавиатуры и хотят посвятить этому мероприятие».

Турниры, по мнению Дениса, являются отличным поводом еще раз напомнить людям, что киберспорт приносит игрокам не только удовольствие от побед, но и заработок: «В конечном счете, они вложили в развитие своих навыков многие часы, и результаты их работы должны вознаграждаться достойно».

Как член международной сети федераций, Белорусская Федерация киберспорта может обмениваться опытом с иностранными партнерами и проводить турниры, результаты которых будут признаваться на глобальном уровне. «Из локальных белорусских турниров наши мероприятия превратились в отборочные этапы международных чемпионатов с выделенными квотами. Мы считаем это одним из своих главных достижений».

Что же касается расхожего стереотипа о том, что для достижения результатов на международном уровне любой команде необходима ощутимая финансовая поддержка спонсоров, то Денис убежден, что это точно не должно быть начальным приоритетом: «Сколько спонсорских денег ни вливай в команду, но если какой-то из игроков останавливается в развитии по любым причинам, это не исправить с помощью даже очень крупной суммы».

Следующий уровень

Если говорить о вызовах, которые стоят перед Белорусской Федерацией киберспорта прямо сейчас, то ее председатель выделяет одну главную цель, для которой, по сути, сделано уже все: «Мы хотим, чтобы киберспорт и мы как структура были официально признаны в Беларуси по виду спорта. Тогда можно говорить о том, что мы перешли на следующий этап развития».

Данное решение откроет совершенно новые перспективы для киберспорта в нашей стране — начать стоит хотя бы с того, что профессия киберспортсмена станет официальной: «У нас могут появиться спортивные контракты, спортсмены смогут получать зарплаты, а команды — официально оформлять трансферы. Это на самом деле международный уровень, на который, я уверен, мы в итоге выйдем».


Фото: Ирина Васьковская, из архива героя

Оцените статью
Подарки и советы