Тема воспитания и развития детей всегда актуальна. До сих пор одни моменты вызывают жаркие споры, вторые — бесконечные обсуждения, третьи — обдумывания, как это воплотить в реальность и привести в собственную жизнь.
Сегодня я часто слышу вопросы о раннем развитии детей. Как заниматься с малышами, чтобы они гармонично развивались и познавали мир? Обязательно ли нужно водить детей на занятия в школы раннего развития? Как вырастить вундеркинда и от чего зависят умственные способности ребенка? Какие занятия будут максимально полезны, а какие не дадут особенного эффекта?
Я постараюсь ответить на эти важные для родителей вопросы.
Итак, ранний возраст — это 1-3 года. В этот период (согласно периодизации психического развития человека) у ребенка появляется относительная самостоятельность и независимость в передвижениях в пространстве. То есть малыш начинает активно ползать и ходить. Возрастает интерес к предметам: потрогать, взять, бросить, разобрать, постучать и так далее. Родители становятся для ребенка помощниками при таких манипуляциях с предметами. Например, можно сложить вместе пирамидку или собрать кубики.
В этот период происходит и развитие речи у малыша. Сначала он усваивает слова, названия предметов, затем — произносит их и пытается строить предложения. Далее ребенок начинает использовать речь для взаимодействия с окружающими людьми.
В ранний период у человека ведущую нагрузку на себя берет правое полушарие мозга. Что это значит? Нейропсихологи в своих трудах отмечают, что в это время важно заложить прочный фундамент из пространственных представлений, то есть ориентацию в пространстве как своего тела, так и внешнего мира, понимание расстояний, размеров, форм и так далее.
И вот этот момент имеет огромное значение, ведь у человека структуры мозга, которые отвечают за развитие пространственных представлений, определяют успешность и качественное развитие интеллекта. Пусть ваш малыш в ранний период как можно больше двигается (прыгает, бегает, изучает мир вокруг в движении); наблюдает за объемным миром; изучает при помощи рук разные предметы, формы, размеры (сравнивает, разбирает, собирает).
Но некоторые родители вместо пространственно-двигательного развития нагружают своего ребенка кучей ненужных ему пока образов: букв, цифр и даже иностранных слов. На самом деле все это необходимо использовать, но только после трех лет, когда идет созревание левого полушария мозга. А иностранные языки и вовсе надо учить тогда, когда уже есть сформированность речи на родном языке. Это происходит после трех лет. Одним словом, осваивать несколько языков сразу и отправлять двухлетку на английский или китайский точно не стоит.
Кроме того, если малыша перегружать и пытаться «запихнуть в его голову побольше знаний», в период младшего школьного возраста (1-3 классы) можно получить уставшего, безынициативного, «выгоревшего» ребенка с отсутствием интереса к учебе. Есть даже такой симптом — называется «школьная усталость».
В ответ на такие рекомендации часто можно услышать возражения родителей: «Ребенок же так легко запоминает буквы и цифры в раннем возрасте!» Да, малыш очень быстро впитывает то, что ему дают. Но здесь важно доносить информацию максимально образно (что практически нереально сделать в случае букв и цифр). Машинка на картинке и настоящий автомобиль — два разных предмета для ребенка. В этот период важно, чтобы он мог ощутить структуру предмета, его вес, постучать им, возможно, даже попробовать на вкус. Тогда мир становится объемнее и познается впоследствии не только сухой логикой.
И главное — развитие умственных способностей ребенка не зависит от количества ранних занятий. Адекватное отношение к раннему развитию, основанное на понимании логики развития мозга, способно принести гораздо больше пользы! Плюс детям такого возраста важно взаимодействие с родителями: установление прочных отношений привязанности, любовь и принятие, теплое заинтересованное общение. Поэтому просто проводите больше времени вместе: можно что-то лепить, строить, собирать, разбирать.
Одним словом, занимаясь с ребенком 1-3 лет, нужно:
- ориентироваться на процесс, а не результат. Неважно обязательно долепить (причем хорошо и качественно) какую-то фигурку, важно просто делать что-то вместе.
- поставить в центр удовольствие ребенка: делать что-то до сих пор, пока малыша это радует.
- не заставлять и не принуждать: если малыш не хочет чем-то заниматься, то и не нужно.
- обратить внимание на удовольствие самого родителя. Делать что-то с ребенком через силу, преодолевая собственное сопротивление, не совсем хорошо ни для взрослого, ни для ребенка. Он будет чувствовать, если у родителя нет настроения и он занимается с ним через силу. Малыш будет сам капризничать или демонстрировать недовольство.
Подводя итог, скажу: в специальных занятиях в обязательном порядке нуждаются малыши с особенностями психического развития. Здоровому ребенку достаточно разнообразного жизненного опыта, полученного в процессе общения с родителями, и активного познания мира.