— Юрий, ваш отец — военный парашютист. Благодаря ему вы фактически выросли на аэродроме. А как вообще приходят в этот экстремальный спорт и что сделать новичку, чтобы тоже начать покорять небо?
— Начать заниматься парашютным спортом можно в возрасте с 15 до 20 лет. Например, в ДОСААФ после медкомиссии занимаются два месяца, а затем совершают три прыжка. Затем тренеры отбирают тех, кто смогут заниматься парашютным спортом профессионально. После обучения они готовятся к выполнению спортивных нормативов — это, к примеру, акробатика в свободном падении и точность приземления. Акробатика заключается в том, чтобы выполнить шесть фигур за 30 секунд свободного падения. Точность приземления — это попадание в центр датчика — 2 см. Для этого упражнения используют управляемый парашют-крыло.
Если говорить о профессиональном спорте — это сложно, не все могут этим заниматься. Хотя просто научить прыгать с парашютом и безопасно приземляться можно почти каждого.
Юрий Стефанович на прыжке в тандеме
— Вы совершили свой первый прыжок в 14 лет. Какие эмоции испытывали от подъема в воздух? Изменились ли они с годами?
— В первый раз ты сосредотачиваешься на том, как сделать все правильно, и еще не знаешь, что будет, — просто прыгаешь. Раскрылся парашют — эйфория. Я все сделал, все открылось, приземлился — кажется, очень просто. К тому же для первых прыжков используют десантный парашют, самый простой.
Когда уже второй раз идешь, то знаешь, что будет страх и его надо преодолевать. После четвертого прыжка начинает тянуть в небо, хочется еще и еще, но страх в каком-то виде присутствует всегда, даже если у тебя за спиной уже 10 000 прыжков. Инстинкты все равно работают. Если у человека это чувство притупляется и начинается разгильдяйство, это может привести к проблемам: все-таки большие скорости, в свободном падении 180 км/ч. Со временем, конечно, у тебя появляется больше доверия к парашюту, перестаешь зацикливаться на страхе, получаешь больше удовольствия от свободного падения, управления парашютом.
— Приходилось ли сажать самолет, если кто-то отказывался прыгать?
— На самостоятельных прыжках у меня такое было два-три раза за все время практики, в тандеме — ни разу. Все настраиваются, прыгают. Самостоятельный прыжок, конечно, пострашнее, здесь многое зависит от инструктора. Если он создаст комфортную атмосферу, люди успокаиваются, но если человека затянули силой, то, конечно, все не так радостно. У меня был случай: две дочки прыгнули и решили уговорить маму. Веду занятие и вижу, что все слушают внимательно, а она мыслями где-то не здесь. В итоге мы забрались в самолет, набрали высоту, а она вцепилась в ручку и сказала, что прыгать не станет.
— Насколько вообще безопасно прыгать с парашютом?
— Впервые прыгают либо с инструктором, либо на десантных парашютах, которые сами раскрываются. Все, что требуется от парашютиста, — просто держать ноги вместе на приземлении. Даже если человек потеряет сознание, все системы сработают.
Есть ускоренная программа обучения свободному падению — АФФ. Тогда два инструктора прыгают вместе с обучаемым. Первые пять секунд после выхода из самолета человек испытывает наибольшую психологическую нагрузку, именно здесь он может совершить ошибку, поэтому инструкторы поддерживают его в этот промежуток. К тому же современные технологии помогают управлять парашютом через радиостанцию, встроенную в шлем.
— Может ли парашют не раскрыться?
— Я прыгаю с 1988 года, за весь этот период на десантных парашютах отказов я видел только два. В обоих случаях виноват был парашютист. Естественно, срабатывала запаска, так что все заканчивалось хорошо. Десантный парашют очень надежный. К тому же инструкторы очень серьезно относятся к укладке парашюта. Каждый инструктор ставит в паспорте подпись, что все проверено. На спортивных парашютах (крыло) отказы бывают чуть чаще, два-три в год, но это при общем количестве прыжков в 2000 тысячи. И здесь тоже помогает запаска.
— Есть ли упражнения, которые парашютисты выполняют на земле?
— Да, тренируются все элементы прыжка. Упражнения на технику приземления: какое положении принять, чтобы не получить травмы. Отделение от самолета: человеку необходимо научиться принимать правильную позу во время свободного падения, то есть в правильном положении лечь на воздушный поток. Это, кстати, можно отработать даже дома. Лягте на пол перед зеркалом и с закрытыми глазами старайтесь принять симметричную позу, приподнимая руки и ноги. Открыли глаза — проверили симметрию в зеркале. Это важно, потому что в воздушном потоке на нас действуют законы аэродинамики. Я обычно привожу пример с воланчиком. Как бы мы его ни бросили, он перевернется и полетит грузиком вперед. Парашютист должен принять такое же положение. Тогда, что бы с ним ни происходило, он всегда будет ложиться на живот. Это должно быть отработано до автоматизма, ведь в воздухе нет времени думать. Если у человека паника, он инстинктивно начинает хвататься за что-то, а ухватиться не за что. Он кувыркается, и спасти может только этот навык — тело стабилизируется.
— Существуют ли у парашютистов суеверия?
— По себе скажу, если появляются сомнения, я иду и проверяю парашют, правильно ли я его уложил, если все нормально, пошел. Хотя было наоборот: лечу в самолете, и мне вообще не страшно. Обычно все-таки волнуешься, а тут вообще никакого страха. Странно. Потом прыгаю — и у меня отказ парашюта на этом прыжке.
— Можно ли сказать, что экстремальными видами спорта чаще увлекаются мужчины?
— Наоборот! В последние пять лет чаще вижу девушек, чем парней. (Смеется.)
— На чем полетать новичку, если хочется подняться в небо, но с парашютом прыгать ты еще не готов? Есть альтернативы?
— Конечно! Дельтаплан — безмоторный летательный аппарат, который тяжелее воздуха; параплан — сверхлегкий летательный аппарат для горизонтального полета, созданный на основе планирующего парашюта; парамотор, или мотопараплан, — по сути, параплан с мотором, он как маленький самолетик — можешь находиться в воздухе, пока бензин не закончится.
Сейчас это доступно многим, а раньше всем этим занимались только спортсмены. А сейчас ты можешь прийти в любой клуб, где тебя обучат, и ты будешь знать, как делать все правильно и безопасно.
— То есть эти летательные аппараты безопасны?
— При грамотном использовании безопасно все. Главное — найти себе опытного инструктора или профессионального спортсмена-наставника и использовать только исправное оборудование. В случае с парамотором, дельтапланом, парапланом и прочими лучше совершить ознакомительный прыжок/полет с инструктором, когда он полностью контролирует ситуацию. Плюс есть более простые устройства для новичков — мотодельтаплан, аэрошют (его еще называют паралет, это моторный летательный аппарат).
Ну а если хотите более профессионально заниматься, то клубы вам помогут. В интернете множество таких предложений по любому виду воздушного спорта, главное — найти хорошего инструктора. Важно не торопиться и не брать сразу, например, скоростной параплан, который кувыркается, сальто делает. Лучше постепенно от простого к сложному — и будете летать долго, до самой пенсии.
Наслаждайтесь ветром в лицо, необычными ощущениями и чувством безграничной свободы с подборкой сертификатов на полеты от DAROO!