Национальный художественный музей Республики Беларусь недавно отметил свое 80-летие: он был создан в 1939 году как Государственная картинная галерея. В собрании музея — более 30 000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Беларуси, России, стран Европы и Азии XII — начала XXI века.
- Иван Айвазовский «Буря на Азовском море 1886 года» (1887)
- Иван Шишкин «В заповедной дубовой роще Петра Великого в Сестрорецке» (1886)
- Петр Зураста (автор /?/ заказчик /?/) «Рождество Богоматери» (1649)
- Иоганн Шрёттер «Портрет Катажины и Марии Радзивилл» (1646)
- Иван Хруцкий «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838)
- Михаил Филиппович «Битва на Немиге» (1922)
- Язеп Дроздович «Над пропастью... Знак предостережения на краю кольца Сатурна» (1931)
- Валентин Волков «Минск 3 июля 1944» (1945—1955)
- Израиль Басов «Дома и деревья» (1972)
- Михаил Савицкий «Партизанская мадонна (Минская)» (1978)
Иван Айвазовский «Буря на Азовском море 1886 года» (1887)
На самом деле, диапазон творческого наследия Айвазовского довольно широкий: он создавал не только изображения моря, но и степные и горные пейзажи, виды приморских городов, порты разных стран, батальные сцены, портреты и даже картины на библейские темы. Но, конечно, нет такого проявления морской стихии, которое бы не передал этот выдающийся маринист. Айвазовский продолжал писать бури, ураганы, кораблекрушения, даже когда на его глазах сменялись поколения, мода, вкусы и направления в искусстве. Интересно, что в произведениях художника всегда видна вера в положительный исход трагических событий. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских стихий он дает гибнущим кораблям и людям надежду на спасение: будь то пробивающийся из-за туч луч света, парящая в небе птица или сияющая над водой радуга. Как в живописном полотне «Буря на Азовском море в апреле 1886 года», сюжет которого основан на реальных событиях и посвящен гибели парусного судна «Ястреб». Единственный, кому удалось спастись, был матрос Еремченко: он привязал себя к выступающей над волнами мачте.
Иван Шишкин «В заповедной дубовой роще Петра Великого в Сестрорецке» (1886)
Мастер русского реалистического пейзажа, популярный живописец Иван Шишкин воплотил в своих произведениях о лесе народные представления о могуществе, красоте и величии родной природы и силе духа русских людей. Стремясь создать максимально точный образ, художник тщательно изучал натуру. Он улавливал мельчайшие цветовые нюансы, которые безошибочно воспроизводил в работах. Одна только палитра зеленого у Шишкина насчитывает более 40 оттенков! В пейзаже «В заповедной дубовой роще Петра Великого в Сестрорецке» художник прибегает к своему излюбленному приему: срезает краем рамы верхушки деревьев, фиксируя внимание на морщинистой коре и узловатых корнях выросших дубов, высаженных императором Петром I.
Петр Зураста (автор /?/ заказчик /?/) «Рождество Богоматери» (1649)
Пусть и не картина, но об этом произведении стоит рассказать. Икона из Успенской церкви Могилева представляет особый интерес: это одна из первых подписанных и датированных икон музейного собрания. До сих пор точно не установлено, кто сделал надпись на ней — иконописец или заказчик. Но в архивных документах имя могилевчанина Петра Зурасты, с которым так или иначе связано происхождение иконы, значится. Иконописец вводит в традиционную каноническую схему изображения сюжета о рождении Девы Марии черты светского искусства. Элементы городского пейзажа, натюрморта, бытового жанра, этнографические детали сближают эту сцену с реальным событием, на божественный характер происходящего указывают лишь нимбы и резной золотистый фон.
Иоганн Шрёттер «Портрет Катажины и Марии Радзивилл» (1646)
Двойной портрет жен виленского воеводы, гетмана великого литовского Януша Радзивилла — Катажины Потоцкой и Марии Лупу написан известным виленским живописцем. Особенность портрета в том, что вместе изображены здравствующая супруга Януша Мария и покойная Катажина. Мария — впереди, Катажина — позади, однако чтобы не обойти вниманием ее значение и подчеркнуть память о ней, художник пишет ее в красном платье и тем самым уравновешивает обеих как двух важных фигур в жизни Януша. Дочь воеводы брацлавского Стефана Катажина была католичкой, благодаря ей супруг сблизился с католиками. Мария, дочь господаря Молдавского княжества Василия, — православной, она сделала очень многое для поддержки православных монастырей на территории Речи Посполитой.
Иван Хруцкий «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» (1838)
Иван Хруцкий — будущий академик Императорской Академии трех знатнейших художеств в Петербурге — «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» в 1838 году получил малую золотую медаль за одно из лучших своих произведений «Цветы и плоды и неизвестная особа». Натюрморт отличает декоративная зрелищность композиции, при этом он с научной точностью отображает природные формы растительного мира и мира рукотворных вещей. «Оранжерейные экземпляры» овощей, фруктов и ягод Хруцкий «разбавляет» садовыми и полевыми растениями, которые цветут в разное время. Сюжет, впоследствии неоднократно повторяющийся у живописца, — изображение женской фигуры с плодами на фоне пейзажа — символизирует гармонию человека и природы. Прекрасная незнакомка с плодами олицетворяет времена года.
Михаил Филиппович «Битва на Немиге» (1922)
Михаил Филиппович является одним из самых значительных деятелей белорусского искусства 1920-х — начала 1930-х годов. Он создавал традиционные иллюстрации к классической литературе и экспериментировал с супрематизмом, а его произведения живописи, графики и мелкой пластики стали классикой национальной культуры. Филиппович одним из первых художников обратился к событиям прошлого белорусских земель. В «Битве на Немиге» он проявляет творческую индивидуальность и демонстрирует свой новаторский подход к отображению истории: благодаря живописному мастерству и тонкому чувству колорита художник создает на холсте ощущение декоративного панно и иллюзию витражного стекла, а в реалистичное событие привносит сказочное начало.
Язеп Дроздович «Над пропастью... Знак предостережения на краю кольца Сатурна» (1931)
Язеп Дроздович — одна из самых загадочных фигур в истории отечественного искусства XX века. Современники сравнивали его с Леонардо да Винчи: он интересовался историей и археологией, этнографией и белорусским фольклором, увлекался живописью, графикой и скульптурой, был прозаиком, поэтом, художником-декоратором, преподавателем рисунка и астрономом-любителем. Дроздович много исследовал космос, но это были не только теории и гипотезы. Всю жизнь он создавал живописные полотна и графические листы, которые дополнял описаниями своих астральных путешествий на другие планеты. В работе «Над пропастью...» архитектура и безмятежный пустынный пейзаж Сатурна схожи с земными. И только знак-предупреждение создает напряженную, зловещую атмосферу. Возможно, Дроздович хотел подчеркнуть достаточно драматичное время в жизни белорусов в условиях разделенной страны, а возможно, предчувствовал репрессии и Вторую мировую войну. В рукописной книге «Жизнь на планете Сатурн» он писал: «…Стоял красный столб-глобус с двенадцатью фарфоровыми ламповыми абажурами — черепами человеческих голов, как знак надпропастного предостережения для гостей тамошнего надпобережного климатического курорта…»
Валентин Волков «Минск 3 июля 1944» (1945—1955)
Славу на весь Советский Союз народный художник БССР, профессор Валентин Волков приобрел после создания именно этого масштабного полотна. Над ним он работал девять долгих лет. Выполнил свыше 220 подготовительных рисунков, около 50 этюдов, 11 эскизов композиции. Героев (а это более 200 человек!) художник писал с натуры: ему позировали и семья (супруга Елена, дочь Ирина, сын Анатолий), и родственники, и соседи, и солдаты Белорусского военного округа. Итоговый размер картины составил «всего» 274×525 см (почти 3 метра на больше 5-ти метров) против изначальных 340×750 см. В культовом произведении Волков демонстрирует всеобщее ликование, охватившее жителей в момент встречи советских солдат на одной из главных магистралей города и в миг осознания, что белорусская столица освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
Израиль Басов «Дома и деревья» (1972)
Легенда белорусского нонконформистского искусства Израиль Басов создал собственный узнаваемый стиль. Мастер метафизического пейзажа, художник отдает предпочтение пластической разработке произведения, а не повествованию и сюжету, и доводит предметы до обобщенной формы. Герой полотна Басова — город, вне пространства и времени, без своих обитателей. Художник пишет городскую среду через пережитые эмоции, превращает городской пейзаж в знак-символ. Его город — это отчужденный город-призрак, в котором блуждает одинокая безликая фигура.
Михаил Савицкий «Партизанская мадонна (Минская)» (1978)
Выдающийся белорусский художник второй половины ХХ века, символ своего времени Михаил Савицкий прошел все ужасы войны: от сражений в боях до концентрационных лагерей. Он как никто другой сумел запечатлеть память о фашизме не просто конкретной личности, а народа, способного на героизм и самопожертвование. Созданная в 1967 году картина «Партизанская мадонна» не только получила серебряную медаль Академии художеств СССР и почетное место в коллекции Государственной Третьяковской галереи — она совершила революцию в советском искусстве и нашла отклик в сердцах миллионов советских граждан. Спустя десятилетие по личной просьбе директора Государственного художественного музея БССР Елены Аладовой художник написал авторский вариант произведения. Образ Родины-матери в композиционном решении продолжает традиции искусства Высокого Возрождения. В нем явственно проявляются параллели с шедевром мирового искусства — «Сикстинской мадонной» Рафаэля Санти. Савицкий соединяет символический образ матери с историческими реалиями Второй мировой войны. Одновременно он изображает вооруженных людей, крестьянок и символ, способный спасти мир от зла. Образ «возносящейся» матери олицетворяет гуманные жизненные силы, самоотверженность, бескорыстную любовь к своему ребенку, а через него — ко всему человечеству.