Сейчас с учетом того, как вырос темп городской жизни, мало кто может себе позволить провести час-полтора в кресле парикмахера. Культура барбершопов трансформировалась, при этом в последние годы она не потеряла популярность — скорее наоборот. Мы встретились с Марией, управляющей минским барбершопом Chop-Chop, и узнали, с какой целью белорусы заглядывают к барберам и как удерживать клиентов на достаточно специфическом рынке мужских бьюти-услуг.
Мария, управляющая барбершопом Chop-Chop
Зайти на пустой рынок, продолжить на конкурентном
Барбершоп по франшизе
Любая франшиза предлагает перечень уже опробованных гайдлайнов для бизнеса, с которыми владельцу бизнеса, возможно, будет чуть проще на начальном этапе работы. “В случае с барбершопом открытие по франшизе помогает подобрать правильный дизайн для помещения, выбрать поставщиков косметики, обучить мастеров, что, наверное, является самым важным аспектом в нашем бизнесе”.
Каждый мастер белорусского салона проходит обучение в московской “Chop-Chop Академии” — по сути, это школа для барберов. “Мы стараемся отправлять наших мастеров туда и на повышение квалификации, — рассказывает Мария. — Нам важно, чтобы ребята поддерживали именно тот уровень мастерства, который необходим для высококлассной стрижки”.
Неочевидные факторы успеха
Логично, что без хороших мастеров не получится привлечь клиентов. А что после квалификации барберов стоит на втором месте по важности в этой сфере?
“На мой взгляд, это работа администратора, — утверждает управляющая. — Это человек, от которого зависит очень много, потому что именно он задает настроение и атмосферу барбершопа. Когда клиент открывает двери, он видит именно администратора, и от того, как будет организована встреча, зависит и общее впечатление от визита”.
Также, по мнению Марии, атмосфера любого барбершопа зависит от всей команды и того, какой дух в ней поддерживается. “Атмосферу создают непосредственно люди, которые работают в помещении вашего салона. Можно выкрасить стены в любые цвета, поставить любую мебель, но если не будет слаженности в работе мастеров, если администратор не будет задавать нужное настроение гостю, создавать ощущение обмена энергией, ради которой в барбершопы и идут клиенты, ничего не получится”.
Секрет “химии” барбершопа Chop-Chop, видимо, и заключается в команде салона, большая часть которой тут с момента открытия. “Другие мастера работают минимум два-три года, — замечает Мария. — Наши барберы научились чувствовать настроение клиента на уровне инстинктов, и это тоже важное умение для мастера — по паре приветственных слов понять, настроен клиент сегодня разговаривать или не очень”.
Многие конкуренты Chop-Chop добавляют к атмосфере барбершопа игровые консоли, разнообразные напитки, но Мария считает, что подобные мелочи хоть и приятны, но очень вторичны. “Мы предлагаем клиентам чай или кофе и считаем, что этого достаточно. Разумеется, все зависит от того, как именно вы позиционируете свой салон, и нет ничего плохого в тех же игровых приставках. Но важно помнить, что в конечном счете к вам приходят за стрижкой, и именно от мастерства барберов и качества оказанной услуги будет зависеть, вернется к вам новый клиент или нет”.
Классика, которая вечна
Бренд Chop-Chop представляет классические мужские стрижки, поэтому внутри франшизы существует своего рода свод правил, который ограничивает список возможных вариантов стрижки, исключая оттуда совсем уж экзотические варианты. “Условно, если человек попросит выбрить ему на затылке паука, то наш мастер очень вежливо, но откажет в такой просьбе, — смеется Мария. — Все эти hair tattoo смотрятся неплохо, но лишь один-два дня, а потом превращаются в непонятное нечто, под которым поставить подпись салона Chop-Chop нам не позволит профессиональный кодекс”.
Классическая мужская стрижка, по словам управляющей, хороша как раз своей универсальностью: “Гармоничный образ можно подобрать и под костюм-тройку, и под футболку с джинсами — достаточно лишь ответить на пару вопросов от вашего мастера. Также такие стрижки очень хорошо сохраняются со временем — не будем забывать, что волосы все же растут, и классика прекрасно сохраняется даже спустя месяц. А конкурсные стрижки, над которыми мастера трудятся часами, можно оставить для фотосессий”.
Клиенты: новые и постоянные
Как говорит Мария, первое посещение барбершопа может произойти по разным причинам, но в основном это желание выглядеть красиво или попробовать новый формат парикмахерской. С детьми и подростками все происходит чуть поинтереснее: “Иногда родители приводят к нам ребят перед первой школьной линейкой, иногда в семье барбершоп посещает отец и приводит сюда сына”.
При этом и мастера барбершопа вполне могут выступать менторами для подростков по части ухода за своей внешностью: “Я очень люблю наблюдать, как наши мастера работают с маленькими клиентами, — улыбается управляющая. — Они могут дать пару советов или просто объяснить подростку, что ухаживать за собой — это важно, потому что так мужчина будет чувствовать себя гораздо уверенней”.
По словам Марии, успех в привлечении новых клиентов и удержания их в салоне зависит от множества факторов, каждый из которых необходимо продумать перед тем, как запустить бизнес. Но без одного фактора точно никак не обойтись: “Мастера — это основа, поскольку к вам идут именно за стрижкой. Их подбор и обучение должны стать главной задачей. Любые другие проблемы можно решить — сменить сорт кофе в кофемашине, подобрать косметику получше. Но если вам важно, какие клиенты к вам ходят, вы должны сфокусироваться на команде. От людей и их отношений в этом бизнесе зависит все”.