Навстречу ветру и волнам: яхтинг в Беларуси

“Если у человека загорелись глаза, то он будет постоянно возвращаться к морю”

Тимофей Отрощенков

— Тимофей, правда ли, что вы основали одну из первых парусных школ в стране?

— Не совсем так. Мы сделали яхтинг доступным. Я много ходил на яхтах по Европе, и когда вернулся в Беларусь, то начал смотреть, что у нас есть по этой теме. Поняв, что с этим туго, в 2011 году мы запустили проект — открытую парусную школу, где в формате лекций рассказывали теорию. Что такое яхтинг, как он может применяться, как учиться. Позже стали организовывать тренировки. С этого и начался наш путь к морю.

— Ну а с чего начать новичку собственный путь к морю?

— В первую очередь попробовать, понять, понравится ли, потому что яхтинг — очень обширная тема, и если им серьезно заниматься, то это огромные объемы информации. Это множество новых навыков, большие деньги, так что важно понять, действительно ли это вам интересно и вы готовы вкладывать в свое новое хобби время и финансы. У нас есть одна поговорка, которую мы озвучиваем всем, кто впервые идет на яхте: если понравилось, это еще ничего не значит. Хотя из личных наблюдений скажу, что это высказывание мало кого останавливает. Если у человека загорелись глаза, то он будет постоянно возвращаться к морю, оно его “забрало”.

— С какого возраста можно начать заниматься?

— Совершенно с любого. Детские парусные школы набирают ребят с девяти-десяти лет. Есть занятия для взрослых. Мы часто видим в своих походах дедушек и бабушек, которые путешествуют на своих яхтах, — как правило, это очень опытные люди. Отсутствие физических возможностей с лихвой компенсируют опыт, знания, четкое понимание всех процессов. За этим всегда очень приятно наблюдать.

— Чему вы учите? Что входит в курс тренировок?

— Базовый курс (восемь занятий) состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической разбирается терминология, основные понятия, на практике это все закрепляется, преподаются все знания, необходимые для самостоятельного управления яхтой. Преподавателем курса является мастер спорта Республики Беларусь Роман Похловский. Управлять яхтой и работать с парусами, грамотно планировать маршрут, швартоваться, ориентироваться на воде, правильно расходиться с другими яхтами, находить выход из экстремальных ситуаций и даже завязывать морские узлы — все это вы будете уметь. Несмотря на то, что своим курсантам мы выдаем лодки, важно понимать, что восьми занятий недостаточно, чтобы получить лицензию на управление яхтой, то есть вы не сможете самостоятельно взять судно за пределами Беларуси. Все-таки принимая на борт пассажиров, вы берете на себя ответственность за их безопасность, поэтому необходимо иметь большой опыт в этом деле, даже года практики может оказаться недостаточно.

— Какие вообще у капитанов есть права и регалии?

— Прав, лицензий на самом деле очень много. Чтобы вы могли управлять яхтой в Беларуси или за ее пределами, вам будет нужна шкиперская лицензия, то есть сертификат о том, что вы прошли обучение и имеете право брать такую яхту, управлять ей. Существуют лицензии международного образца, которые более уважаемые и признаются в большинстве регионов, а есть национальные права для стран, подписавших международную морскую конвенцию, то есть они могут сами выдавать такие права.

И учитывайте, что, проходя практику только на Минском море, вы не сможете составить для себя полное представление о том, с чем вам предстоит столкнуться при выходе в настоящее море.

— Лучшими местами для яхтинга называют Грецию, Хорватию, Турцию, Черногорию. Так и есть на самом деле?

— Это не совсем так, они, скорее, самые известные. Вообще здесь не может быть двух одинаковых мнений, потому как у каждого свои предпочтения. В нашем клубе мы любим северные походы, например, в Норвегию. Конечно, не всегда там можно позагорать: солнечная и пасмурная погода чередуются — и это две совершенно разные Норвегии. Но в этом и прелесть страны. Наравне с Норвегией Таиланд, Мексика, Канары — яхтинг хорош везде, если правильно подобрать время года.

Для меня лучшие места — это Азорские острова, Канары, Норвегия, Таиланд. Хотя Греция и Хорватия тоже, определенно, очень красивые. Яхтинг тем и прекрасен, что ты можешь выбирать любые места, где есть море. В Беларуси как такового моря нет, но яхтинг развивается, мы в нашей школе из года в год проводим бесплатные занятия по парусному спорту и видим, что интерес к яхтингу за последние десять лет только крепнет.

— В Беларуси, кроме Минского моря, где-нибудь еще практикуют яхтинг?

— К сожалению, в каком-то более-менее заметном, серьезном виде больше нигде. Это наша большая боль, ведь даже на Минском море есть сложности: например, нельзя выходить на воду во время нереста рыбы. И без того короткий белорусский сезон длительностью в пять месяцев сокращается еще минимум на месяц.

“На самом деле море абсолютно предсказуемо”

— Какие главные правила на борту яхты?

— Основные, конечно, правила безопасности. Но мы часто шутим, что самое главное правило — всем должно быть хорошо на борту. Представьте, вы находитесь с людьми на небольшой площади длительное время! Поэтому капитан должен следить за всеми. Любые вопросы и недовольства можно решить, чтобы не портить общую дружескую атмосферу, ведь яхтинг имеет очень сильный психотерапевтический эффект.

— Обязательно ли тем, кто учится яхтингу или отправляется в морской поход, уметь плавать?

— Необязательно, но желательно. Места, до которых люди не могут добраться дорогами, как правило, самые классные: невероятной красоты пляжи, гроты, пещеры. Подводное плавание — отдельная история, у нас в клубе есть ребята, которые профессионально занимаются дайвингом, и в своих походах мы часто устраиваем такие заплывы. Ну а если ты не умеешь плавать, лишаешься большой части удовольствия.

— Что делать, если страдаешь морской болезнью, а на прогулку на яхте хочется?

— Важно выяснить, насколько сильная форма морской болезни у человека. Если ситуация совсем плоха, то, возможно, это просто не ваше. Но вообще сначала укачивает почти всех, это можно назвать просто вопросом привычки. Нужно раз или два попробовать, если лучше не стало, то придется отказаться от такого увлечения.

— На вашей практике бывали случаи, когда все шло наперекосяк?

— Так бывает, когда ты впервые берешь на себя управление парусной яхтой и еще не понимаешь, что происходит: паруса летают, ветер отовсюду, команда в разные стороны — это нормально, это испытывают все. Главное, чтобы в этот момент рядом был опытный человек, который будет отвечать за твою безопасность, то есть капитан на судне. Главное — пройти через это, все систематизировать, понять, что происходит. Вопреки распространенному мнению, море абсолютно предсказуемо: ты всегда можешь понять, чего ожидать. А если не можешь, то, вероятно, ты плохой капитан.

— Как выглядит морское путешествие за границей?

— Если грамотно выбран регион и время года, то выглядит оно отлично! (Смеется.) Классический чартерный поход занимает неделю. Количество человек может разниться: это может быть два человека, а может и тридцать, мы организовывали поход даже на шестьдесят человек! Команда яхты — это человек восемь, и таких яхт несколько, чтобы было проще контролировать настроения на суднах. Кому-то комфортнее с одними людьми, кому-то — с другими. В таких походах могут участвовать и новички, и уже опытные морские волки, а быть членом команды или просто пассажиром — это уже зависит от вас.

— Детей можно брать на борт?

— Тема неоднозначная, здесь нужно понимать, что все зависит от ребенка и родителей. Умеет ли ребенок умеет соблюдать границы и рамки? Если нет, то поездка рискует превратиться в ад для родителей. Кроме того, брать или не брать — на усмотрение капитана. Есть дети, которые ходят с нами с четырех лет и прекрасно чувствуют себя на палубе, выполняют кучу функций и еще кайфуют от этого. Да и вообще, море и яхты — это безумный кайф, если все организовать грамотно и с умом.


Фото из архива героя

Оцените статью
Подарки и советы