Как эти перемены и новые привычки людей скажутся на будущем индустрии развлечений и услуг и удастся ли нам сохранить привычные форматы их потребления в новой реальности?
- Пандемические модели потребления сервисов и услуг никуда не уйдут
- IT-сектор — надежда человечества
- Сфера развлечений: мировые тенденции
- Музеи
- Сервисы по популяризации науки
- Стриминговые сервисы
- Три совета для безболезненной перестройки
- Защита своих сотрудников и клиентов
- Стабилизация виртуальной рабочей среды
- Управление ожиданиями и обязательствами
Пандемические модели потребления сервисов и услуг никуда не уйдут
Прежде всего, стоит признать тот факт, что за последний год мир изменился до неузнаваемости, и с этим уже мало что можно сделать. Тенденции же, которые наблюдались в индустрии СМИ и развлечений до COVID-19, такие как растущее доминирование рынка цифровых продаж, стриминговых сервисов, видеоигр и сервисов пользовательского контента (YouTube и TikTok), пандемия лишь ускорила.
Как утверждается в исследовании PricewaterhouseCoopers, транснациональной корпорации по консалтингу и аудиту, с изобретением и распространением вакцин отрасль развлечений и услуг хоть и стремится вернуться к прежней, «нормальной» жизни, все же модели потребления и потребительские привычки, усвоенные во время пандемии, будут закрепляться.
PricewaterhouseCoopers отмечают, что самый значительный удар во время пандемии понесли как раз те сектора, которые находились в упадке еще до распространения болезни. К ним можно отнести традиционное телевидение и домашнее видео, газеты и журналы, а в некоторых регионах — и печатные книги.
Также в прошлом году наблюдался рост пользовательской активности в таких областях, как видеоигры, интернет-реклама и технологии виртуальной реальности — последний домен, по прогнозам, станет самым быстрорастущим в ближайшие несколько лет.
IT-сектор — надежда человечества
В описанной ситуации информационные технологии можно назвать основой, от которой будет зависеть экономика почти каждой экономической области, основой, которая призвана смягчить воздействие COVID-19, и, возможно, будет играть ключевую роль в борьбе с пандемией. В исследовании «Влияние пандемии COVID-19 на устойчивость и рост сектора услуг» (опубликовано на английском) отмечается, что такие технологические области, как искусственный интеллект, облачные вычисления и big data (анализ больших массивов данных), продолжили работать и развиваться в полную силу даже в период чрезвычайной ситуации. Технологии, которые разрабатываются и применяются в этих секторах, могут использоваться для распределения ресурсов, лечения пациентов, предотвращения распространения вируса, ежедневного мониторинга ситуации во время пандемии и, самое важное, поддержки бизнеса в решении проблем и социальной деятельности во время локдауна. Словом, цифровые технологии помогают в работе как онлайн, так и офлайн-бизнесов.
Бизнесы, которые отстают в освоении инфокоммуникационных технологий, могут испытывать объяснимые трудности. Социальное дистанцирование и ограничения привели к тому, что больше всего пострадали именно офлайновые сервисы. Очевидным решением для многих предприятий, которые по какой-то причине вообще не выходили в онлайн, стало подключение к Сети в том или ином виде — чаще всего через цифровизацию контента и услуг. Например, многие образовательные учреждения в регионах, где практикуется локдаун, продолжают работать именно в режиме онлайн. По вышеописанным причинам приложения, которые облегчают процесс домашнего обучения, — Zoom, Gmeet и другие — испытали кратные притоки пользователей.
Сфера развлечений: мировые тенденции
Разберем несколько ярких примеров, когда офлайн- и онлайн-сервисы оперативно перестраивались под реалии постпандемийного мира.
Музеи
Одним из последствий локдауна стало закрытие почти всех культурных заведений, к которым относятся и музеи. Сейчас они снова открывают двери, но далеко не во всех регионах. Долгосрочные последствия этого сложно предсказать, однако долгий период без посетителей наверняка повлияет как на финансовую устойчивость, так и на отношение людей к посещению музеев и выставок вообще.
Важную роль в поддержании интереса аудитории к данному сегменту играют такие сервисы, как Google Arts & Culture. В настоящее время инициатива Google предлагает виртуальные посещения около 500 музеев мира, включая Метрополитен-музей, Музей Соломона Гуггенхайма, амстердамский Рейксмузеум, Национальную галерею и Британский музей в Лондоне, Музей д'Орсе и Версальский дворец в Париже, галерею Уффици во Флоренции и другие.
За очень редкими исключениями, экскурсии Google Arts имеют отличное качество и детализацию изображений, но не дают много информации об экспонатах. Другая проблема заключается в том, что из-за стандартизации культурного подхода и используемой технологии музеи, представленные в Google Art Project, выглядят очень похожими друг на друга, а впечатления от посещения напоминают скорее посещение одного виртуального «супермузея», чем разных мест, каждое из которых имеет свой неповторимый характер. В любом случае, с проектом Google Arts & Culture стоит ознакомиться всем любителям искусства, у которых нет или совсем мало возможностей добраться до настоящих музеев.
Сервисы по популяризации науки
Для многих людей локдаун стал отличным поводом расширить свою эрудицию и добраться, наконец, до пробелов, которые давно хотелось восполнить — или просто заняться прокрастинацией. Что характерно, и для первой, и для второй категории отлично подходят сервисы вроде видеогалереи NASA.
Независимо от того, нравится вам смотреть на снимки объектов глубокого космоса или на запуски ракет, в обширном архиве агентства найдется материал по душе. Особенно хорошо то, что NASA сделали всю свою коллекцию изображений, звуков и видео общедоступной для поиска и использования. Это 140 000 фотографий, видео и других типов контента, с которыми можно ознакомиться, которые можно скачать или использовать по любому другому усмотрению.
Стриминговые сервисы
Пандемия заставила многих изменить свои социальные привычки. Находясь в четырех стенах, потребители обратились к потоковому вещанию, чтобы заполнить образовавшиеся лакуны в живом общении. Стриминговые сервисы заманивали аудиторию низкими ценами и эксклюзивным контентом. В итоге к июню 2020 года 48% взрослых американцев подписались как минимум на один сервис потокового вещания. Причем потребительский анализ Forbes показал, что такое поведение вообще перестроит модели потребления контента аудиторией в самых разных аспектах.
Например, если верить исследованию, хотя большинство американцев после начала пандемии и заявляют, что хотят искать новые способы досуга, лишь немногие из них сократят для этого часы потребления медиа. 41% опрошенных заявил, что получает больше удовольствия от просмотра ТВ/видео, чем до пандемии, а 42% продолжают полагаться на ТВ/видео, чтобы отвлечься от стрессовых будней. Что же касается кино, то все идет к тому, что кинотеатры могут перейти в категорию развлечения для ценителей: крупные премьеры в стриминговых сервисах уже не являются исключением.
Три совета для безболезненной перестройки
В свете происходящего «чистым» сервисным бизнесам рекомендуется обладать правильным инструментарием для «бесшовного» перехода на новые реалии. Международная консалтинговая компания McKinsey & Company выделяет три важных шага, которые нужно предпринять любой компании, вне зависимости от принадлежности к IT-сектору.
Защита своих сотрудников и клиентов
Первое и неотложное требование — забота о персонале и клиентах, с которыми работают сотрудники. Бизнесы в сфере услуг, в том числе и в Беларуси, уже следуют рекомендациям органов здравоохранения, внедряя бесконтактные процессы, увеличивая физическое расстояние, устанавливая контроль температуры и выдавая средства индивидуальной защиты, когда это возможно. Хотя прогресс не является равномерным, наблюдаются все признаки того, что ситуация улучшается: процедуры безопасности больше не навязываются, а становятся нормой.
Некоторые компании, например, пересматривают привычный формат работы, переосмысливая необходимость личных контактов. Когда же личные визиты неизбежны, важнейшей задачей для руководителей компаний является анализ всех соответствующих взаимодействий: внутренних, с клиентами или между клиентами. Это позволяет оценить риски на каждом этапе и установить четкие принципы, благодаря которым можно быстрее перестроить процессы, донести до клиентов и персонала ожидаемые модели поведения.
Стабилизация виртуальной рабочей среды
Концепция удаленной работы сегодня вышла далеко за рамки, за которые большинство организаций вообще не заглядывали. По мере того как многие компании в одночасье виртуализировали рабочий процесс, стало очевидно, что «удаленка» в долгой перспективе выглядит совсем иначе, чем можно было предусмотреть. Существуют критические требования для стабилизации хоум-офиса, чтобы он был эффективным, результативным и безопасным.
Оборудование и инфраструктура. Даже организации, которые инвестировали значительные средства в свою мобильность (лаптопы, VPN, видеоконференции и инструменты виртуализации), сталкиваются с тем фактом, что любая архитектура рабочей среды имеет предел прочности. Важным шагом будет заручиться помощью технических специалистов, штатных или подрядчиков.
Безопасность критически важных процессов и систем. В условиях, когда важные процессы внезапно стали виртуальными, безопасность и риск-менеджмент являются основными приоритетами, особенно для сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальным финансовым, медицинским или идентификационным данным. Обучение в области безопасности данных и конфиденциальности также поспособствует укреплению рабочей культуры, в которой эти вопросы являются приоритетными.
Управление ожиданиями и обязательствами
Для многих организаций разворачивающийся кризис вызвал беспрецедентные по масштабам изменения в спросе клиентов. Организации спешно переориентируются, стремясь реагировать на колебания динамики, сохраняя при этом эффективность — даже в условиях, когда доходы и денежные потоки также становятся непредсказуемыми. Своевременное обсуждение любых возможных изменений с заказчиками и сотрудниками, пересмотр обязательств вместо штрафных санкций могут значительно облегчить работу на средней и длинной дистанции.