Каннский фестиваль 2021 года был особенным во всех смыслах. Самый ожидаемый — потому что из-за пандемии не состоялся в прошлом году. Самый непредсказуемый — потому что главные призы в итоге взяли не те картины, которым изначально пророчили победу критики. Впрочем, обязательный список фильмов включает много хороших лент, но мы остановимся на тех, которые действительно стоит посмотреть.
«Титан», режиссер Джулия Дюкорно. Именно этот фильм получил «Золотую пальмовую ветвь», а некоторые зрители после показа — психологическую травму. Скорые не зря дежурили под кинотеатром: не всем удалось досидеть до конца, наблюдая, как главная героиня боди-хоррора (жанр, который пугает вниманием к трансформациям человеческого тела) экспериментирует с полом и вдобавок вживляет себе в голову тот самый титан. Но лавры за бессмыслицу не раздают — так что присмотреться к фильму точно стоит. В первую очередь это кино о сложностях в отношениях между родителями и детьми и о том, что будет, если станешь игнорировать своего ребенка.
«Купе №6», режиссер Юхо Куосманен. Гран-при фестиваля досталось этой меланхоличной ленте не зря. После ее просмотра зрители отчетливо чувствовали запах сигарет, бывалого вагонного туалета и жареной курицы. Финскому (!) режиссеру безошибочно удалось передать атмосферу российского поезда, который становится не просто иллюстрацией обычной поездки, но и символом человеческого бытия. Причем ограниченного не только постсоветскими рамками. Финская студентка-археолог Лора (Сейди Хаарла) и русский шахтер Леха (Юрий Борисов) могут встретиться в этой Вселенной исключительно в скором поезде «Москва-Мурманск». Что из этой встречи получится, можно догадаться. А может, и нельзя 🙂
«Петровы в гриппе», режиссер Кирилл Серебренников. Об этом фильме задолго до фестиваля говорили не только профессионалы. Потому что каждая работа Серебренникова ожидаема и не похожа одна на другую. В этот раз получилось еще более непохоже и не менее ожидаемо. Обычная семья Петровых — мама, папа, сын — заболели гриппом. Живут они в сером городе Невьянске, где каждый второй носит фамилию Петров. Все у всех одинаково, у всех грипп, у всех бред. Но жить-то как-то надо. Серебренников снимал свое кино, еще не зная о надвигающейся пандемии, но реальность в его картине безупречно монтируется с фантастикой. Хотя есть подозрения, что президент жюри режиссер Спайк Ли мог подумать: «Что за бред я смотрю?». Кстати, он бы не ошибся, а Серебренников бы не обиделся. Именно бред режиссер и показал — причем на всех уровнях: начиная от воспаленного гриппом сознания героев и заканчивая той действительностью, в которой они живут. Критики говорят о культурных кодах, заложенных в эту ленту, и о том, что они явно будут непонятны иностранному зрителю. Да это и неважно, ведь мы-то с вами как раз все поймем.
«Все прошло хорошо», режиссер Франсуа Озон. Оптимистичный фильм на грустную тему. Озон, как истинный мастер, может сделать черное белым и тем самым доказать, что не существует границ и табу, они лишь в нашем мозгу. Герои драмы — умирающий Андре (Андре Дюссолье) и его дочери Эмманюэль и Паскаль (Софи Марсо и Жеральдин Пайя). Вполне себе незамысловатый сюжет, но на тему, на которую каждый из нас предпочел бы не думать. Интересна и не менее трагична история создания этого кино. Озон снял фильм о своей подруге-сценаристке Эмманюэль Бернейм (вместе они работали над самыми известными картинами Озона: «Бассейн», «5×2», «Под песком» и другими), написавшей книгу о смерти своего отца. Экранизировать роман должен был другой режиссер — Ален Кавалье, но Эмманюэль внезапно умерла, и Кавалье снял о ней документальную ленту. Франсуа Озон же сделал из книги фильм, который стал данью памяти другу и соратнику. Смерть — конец жизни, но без нее нет и самой жизни.
«Искушение», режиссер Пол Верховен. Каннский фестиваль не может не разрушить тот или иной стереотип. И в этот раз коснулся запретной темы. Создатели фильма не на шутку опасались реакции религиозных фундаменталистов — и неспроста. Главная героиня фильма эпатажного режиссера Пола Верховена (знаменитый “Основной инстинкт” — его работа, а еще «Шоугерлз», «Робокоп» и «Вспомнить все») монахиня Бенедетта намерена полностью посвятить свою жизнь Христу. Она становится едва ли не святой, однако все ее мечты разбиваются об обычную человеческую реальность, которая не обходит стороной и средневековый итальянский монастырь. Бенедетта влюбляется в новую послушницу, и вся ее жизнь летит под откос. Для любителей прозы Умберто Эко фильм станет неплохим напоминанием о романе «Имя розы», а для фанатов героинь Пола Верховена — сильных и непредсказуемых блондинок — продолжением приключений любимых персонажей режиссера.